База данных лучших практик НКО в культуре

Особая "Афинская школа"

ID722
Название

Особая "Афинская школа"

НКОАвтономная некоммерческая организация Музейно-образовательный центр "ШКОЛА-МУЗЕЙ-КУЛЬТУРА"
Дата начала2018-11-01
Дата окончания2019-08-31
Цель и задачи

Цели

Повышение уровня социальной адаптации и личностное развитие детей с нарушениями интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.

Задачи

Развитие навыков социализации и творческих способностей детей целевой группы через комплексные занятия в "Афинской школе".

Повышение уровня родительской компетенции в области развития навыков у детей с особенностями развития.

Создание условий для закрепления навыков и умений детей целевой группы в семейной среде.

Распространение практики проекта среди организаций, работающих в области развития детей с ментальными нарушениями.

Целевая аудитория

Дети и молодые люди с нарушениями интеллектуального развития

Дети с нарушениями развития эмоционально-волевой сферы

Родители этих детей и молодых людей

Краткое описание

Краткое описание

Проект направлен на развитие навыков социализации детей и молодых людей с ментальными нарушениями здоровья (для краткости "дети" и "особые дети".) Проект не предполагает коррекционных занятий с узкими специалистами, мы воздействуем на личностное взросление ребенка, руководствуясь принципом работы в зоне его ближайшего развития.

Целевая группа проекта - 50 детей и 20 родителей. Привлекать их мы планируем через распространение информации в реабилитационных и общественных организациях, СМИ и соц.сети. В проекте мы выделяем 3 целевых группы, качественные характеристики и особенности работы с ними изложены в развернутом описании проекта.

Основной формат работы с детьми - еженедельные комплексные занятия в Особой "Афинской школе" (сокр. АШ), направленные на развитие личности особого ребенка и его адаптацию в социальной среде. Занятия в малых группах - 7 групп детей наполняемостью от 5 до 10 человек, сформированных в зависимости от возраста и степени нарушений в развитии.

Каждое комплексное занятие, продолжительностью 2,5 часа, состоит из занятия с психологом, чайной паузы и занятия со специалистом по декоративно-прикладному творчеству (сокр. ДПТ). Все 3 части занятия объединены общей смысловой направленностью развития ребенка или темой занятия. Чайная пауза - это не просто утилитарная передышка для особого ребенка, это форма закрепления навыков взаимодействия и коммуникации детей.

Работа психолога направлена на снижение поведенческих нарушений у детей, развитие коммуникативных навыков, умение выстраивать границы в общении, выстраивание отношений с другими детьми, умение высказывать и аргументировать свою точку зрения. Формат: ситуационные моделирующие игры, настольные игры на взаимодействие, решение кейсов по коммуникации (для детей с сохранным интеллектом), сторителлинг.

Работа специалиста по ДПТ направлена на развитие творческих способностей детей, умение создавать предметы декора, имеющие ценность в глазах окружающих, повышение самооценки у детей, развитие мелкой моторики, эстетического вкуса. Формат: изготовление и декор мелких предметов из дерева, роспись по ткани и шитье игрушек, мыловарение, чеканка, работа с кожей, лепка.

Важная составляющая развития детей в Особой АШ - занятия с родителями - 1 раз в неделю по 2 часа (психолог/творческий досуг). Формат занятий с психологом: антиродительские собрания, группа поддержки, семинар. Творческий досуг родителей - мастер-классы по направлениям ДПТ, что позволяет им интересно и полезно провести время в ожидании детей. Вдобавок, это эмоциональная разгрузка, это "погружение" в мир занятий их детей. Это работает на укрепление доверия, снижение тревожности у родителей и повышает шансы на продолжение деятельности с детьми в семейной среде.

Мы организуем библиотеку для родителей: пользование книгами по развитию детей, пособиями, играми. По окончании занятий в АШ совместно с родителями и детьми разрабатываем и сопровождаем дальнейший план развития ребенка, самостоятельно реализуемый родителями в семье.

Грантодатель

Фонд Президентских грантов

Сумма финансирования

1006229

Подтверждено субъектом РФ
Перспективы тиражирования
Часть Национального проекта Культура
Виды искусствДетское творчество, Другое (не относится к отрасли культуры и искусства), Другое (смежные отрасли культуры и искусства)
Направления реализацииПоддержка семьи, материнства, отцовства и детства, Проведение социокультурной реабилитации или абилитации инвалидов, Услуги по организации отдыха и оздоровления детей