Театральный и педагогический проект «Школьная драма. Новая версия»
ID | 730 |
---|---|
Название | Театральный и педагогический проект «Школьная драма. Новая версия» |
НКО | Саратовское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)" |
Дата начала | 2018-01-15 |
Дата окончания | 2018-04-15 |
Цель и задачи | Цели Цель Театрального и педагогического проекта «Школьная драма. Новая версия» — с помощью образных средств литературы и театра дать подросткам возможность осмыслить свои проблемы и разобраться со своими чувствами, создать у них потребность в общении с театральным искусством и познакомить с работой театров города Саратова. Задачи - дать подросткам работающий инструмент поиска решения возникающих проблем и трудностей на новом, переходном этапе жизни через творческую деятельность - развитие литературных способностей подростков - повышение общей культуры и эрудиции подростков - развитие умения работать в группе, команде - развитие способности к эмпатии, внимания к окружающим и их проблемам - появление новых форм и социальных контактов подростков через расширение коммуникативной среды - знакомство подростков с театральным искусством, театральной жизнью города, традициями саратовской театральной школы, работой конкретных театров-участников проекта |
Целевая аудитория | Дети и подростки |
Краткое описание | Краткое описание Театральный и педагогический проект «Школьная драма. Новая версия» основан на программе «Классная драма (Class Act)», которая пришла к нам из Англии. Это театральный проект для подростков, который предполагает, что под руководством профессиональных драматургов дети пишут короткие пьесы, которые затем ставятся в лабораторном формате профессиональными режиссерами и актерами на сцене профессионального театра. В отличие прошлого опыта проведения Class Act-проектов в России, которые предполагали интенсивную работу в течение одной-двух недель, «Школьная драма. Новая версия» — это растянутый по времени цикл встреч. Нововведением проекта является также использование методик театральной педагогики и педагогики искусства в ходе работы над проектом. В ходе работы предлагается сделать опору на жанровое разнообразие театральной драмы и кинодраматургии, что также является особенностью саратовской программы. Общий ход реализации программы следующий — в школе набирается группа заинтересованных подростков, несколько занятий проходят по методикам театральной педагогики, на которых подростки в игровой форме и в форме групповой работы знакомятся друг с другом и со строением драматургического произведения. После первого этапа, в котором участвует широкий круг подростков, определяются те, кому интересно будет продолжать работу. Далее в двух группах под руководством двух драматургов идут занятия семинарского типа и индивидуальные консультации над отдельными пьесами. Подростки могут работать над пьесами индивидуально и в малых группах, они будут регулярно получать обратную связь от других участников и драматургов-кураторов проекта. В этот период участники также посещают театр и обсуждают увиденный спектакль. Второй этап заканчивается написанием около 10-15 коротких одноактных пьес, которые затем передаются для дальнейшей работы режиссёрам и артистам. На третьем этапе в Новом драматическом театре «Версия» и Детском театрально-концертном учреждении начинаются репетиции написанных подростками пьес. Режиссёры и артисты театра репетируют в лабораторном формате за короткий срок, для художественного оформления используются материалы, костюмы и реквизит «из подбора». После окончания периода репетиций проходят показы всех написанных и поставленных пьес, на которые приглашаются авторы, их одноклассники и родители, а также представители СМИ и культурной общественности города, театральные критики. Параллельно с репетициями готовится публикация пьес и методических материалов. |
Грантодатель | Фонд Президентских грантов |
Сумма финансирования | 425733 |
Количество участников | 150 |
Качественные результаты | С января 2018 года саратовские подростки, ученики Лицея № 15 и Лицея № 107 под руководством профессиональных драматургов — артиста Саратовского театра драмы Игоря Игнатова и завлита Саратовского ТЮЗа Анастасии Колесниковой учились писать для театра. Сначала авторы проекта провели цикл встреч в школах, которые стали приглашением к сотрудничеству, на них дети, интересующиеся театром и литературой, играли в «Суету», представляли себя хрюзликами и пытались устроить импровизированный питчинг голливудских обработок знакомых сказок перед условным «продюсером». В Лицее № 15 большая группа желающих изучать драматургию и писать пьесы собралась уже после первого ознакомительного занятия, в Лицее № 107 было проведено 5 занятий в параллели 8 и 9 классов. Также в школах были сделаны объявления и расклеены афиши-приглашения. Всех, кто загорелся игровыми формами работы и сочинением своих историй и персонажей, пригласили продолжить занятия в «драмкружке». Итогом трёх месяцев занятий стали написанные детьми самостоятельные небольшие одноактные пьесы. Первоначально на занятия в двух лицеях ходило 23 человека, однако до финала дошли только 8 человек. Список авторов и пьес, написанных в ходе проекта: • Олеся Горбатова (15 лет) «История любви» • Ксения Макаренко (12 лет), Алёна Сафарова (12 лет) «Ким Файзельберг и искушение демона» • Ульяна Маринская (13 лет) «Весёлый вечерок» • Диана Мурзыкина (12 лет) «Временной парадокс» • Лолита Резник (14 лет) «Главная роль» • Яна Романова (12 лет) «Вероника в стране эльфов» • Настя Пименова (13 лет) «Не сотвори себе кумира» За постановку этих пьес взялись два саратовских театра, партнёра Саратовского отделения СТД — Саратовский муниципальный Новый драматический театр «Версия» и Детское театрально-концертное учреждение и их режиссёры Татьяна Чупикова и Алексей Чернышёв. В течение 10 дней 1 по 10 апреля 2018 года в театрах готовили «лабораторные эскизы» по полученным от детей пьесам, так называют в театральном мире спектакли, поставленные за короткий срок, как пробы или заявки на продолжение работы. Помогали в воплощении написанных школьниками текстов на сцене театральный художник Ольга Колесникова и видеохудожник Андрей Лапшин. Перед началом репетиций дети-авторы встретились с режиссёрами и артистами и передали им свои пожелания на счет воплощения текстов на сцене, несколько человек даже предложили эскизы костюмов к своим пьесам. Показы получившихся в результате лаборатории эскизов прошли 10 апреля 2018 года на площадках двух театров — в 16:00 в четырёх написанных детьми пьесах сыграли артисты Театра «Версия» (пл.им. Орджоникидзе, 1), в 19:00 на сцене Детского театрально-концертного учреждения в здании старого ТЮЗа (ул. Вольская, 83) были представлены ещё три текста в исполнении артистов и занимающихся в студии театра детей. Всего в показах приняло участие 40 актёров, больше половины из них – школьники. Режиссёром лаборатории в театре Версия стала актриса и режиссёр Татьяна Чупикова, в ДТКУ над эскизами работал главный режиссёр театра Алексей Чернышёв. На эскизы в общей сложности пришли посмотреть больше 350 человек (в ДТКУ накануне 10 апреля прошёл прогон для родственников и друзей артистов). Многие из зрителей – это ровесники авторов пьес, их одноклассники и друзья. Показы лаборатории очень заинтересовали саратовских журналистов, артистов, художников и просто театралов, которые с удовольствием пришли посмотреть и обсудить необычные спектакли. В СМИ вышло более 30 публикаций о проекте, более трети из них – уникальные тексты, обзоры показов лаборатории, помощь в информационном освещении проекта активно оказывало Министерство культуры Саратовской области. Использованные в ходе проекта методические материалы для проведения занятий с подростками, а также семь пьес, написанных в ходе реализации проекта, были изданы отдельной брошюрой тиражом 450 экземпляров. Отдельную вкладку в книге составили эскизы, которые дети нарисовали к своим пьесам, а также фото-комикс драматурга-педагога проекта Игоря Игнатова. Включение в книгу методических материалов поможет не только иметь под рукой конспекты основных положений драматургии участникам проекта, но и будет способствовать распространению подобных проектов в стране. Брошюры распространяются бесплатно среди участников проекта, школ, педагогов и театральных деятелей. Для всех участников проекта это был очень глубокий и личный опыт. Драматурги и режиссёры совершенно по-новому взглянули на свою аудиторию, увидели, чем интересуются подростки, как они размышляют, что любят смотреть и слушать. Даже несмотря на то, что не так много детей дошли до финала, обе школы-участницы были вовлечены в водоворот событий, многие ученики были участниками общекультурного первого занятия и после пришли на проект, как зрители, ещё большее количество посмотрели и посмотрят видео спектаклей уже после его окончания - авторы пьес делятся у себя на страницах видео с показов. Для всех это был новый опыт взаимодействия театра и зрителя, которого очень не хватает сегодняшнему театру и образованию - прямой, открытый и прошедший в атмосфере диалога. Методические материалы и пьесы получились большой красивой книгой, которую приятно дарить и интересно читать. |
Ссылка на фотографии | http://std-saratov.ru/laboratory_report/ |
Ссылка на публикации | http://nedorosl.com/tekstyi/obzoryi/kak_myi_delali_class_act_proekt_v_saratove__%C2%ABshkolnaya_drama_novaya_versiya%C2%BB |
Подтверждено субъектом РФ | |
Перспективы тиражирования | |
Часть Национального проекта Культура | |
Виды искусств | Детское творчество, Литература, Театры |
Направления реализации | Выявление и поддержка молодых талантов, Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, Развитие научно-технического и художественного творчества детей и молодежи |