База данных лучших практик НКО в культуре

Театральный и педагогический проект «Школьная драма. Новая версия»

ID730
Название

Театральный и педагогический проект «Школьная драма. Новая версия»

НКОСаратовское региональное отделение Общероссийской общественной организации "Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)"
Дата начала2018-01-15
Дата окончания2018-04-15
Цель и задачи

Цели

Цель Театрального и педагогического проекта «Школьная драма. Новая версия» — с помощью образных средств литературы и театра дать подросткам возможность осмыслить свои проблемы и разобраться со своими чувствами, создать у них потребность в общении с театральным искусством и познакомить с работой театров города Саратова.

Задачи

- дать подросткам работающий инструмент поиска решения возникающих проблем и трудностей на новом, переходном этапе жизни через творческую деятельность

- развитие литературных способностей подростков

- повышение общей культуры и эрудиции подростков

- развитие умения работать в группе, команде

- развитие способности к эмпатии, внимания к окружающим и их проблемам

- появление новых форм и социальных контактов подростков через расширение коммуникативной среды

- знакомство подростков с театральным искусством, театральной жизнью города, традициями саратовской театральной школы, работой конкретных театров-участников проекта

Целевая аудитория

Дети и подростки

Краткое описание

Краткое описание

Театральный и педагогический проект «Школьная драма. Новая версия» основан на программе «Классная драма (Class Act)», которая пришла к нам из Англии. Это театральный проект для подростков, который предполагает, что под руководством профессиональных драматургов дети пишут короткие пьесы, которые затем ставятся в лабораторном формате профессиональными режиссерами и актерами на сцене профессионального театра.

В отличие прошлого опыта проведения Class Act-проектов в России, которые предполагали интенсивную работу в течение одной-двух недель, «Школьная драма. Новая версия» — это растянутый по времени цикл встреч. Нововведением проекта является также использование методик театральной педагогики и педагогики искусства в ходе работы над проектом. В ходе работы предлагается сделать опору на жанровое разнообразие театральной драмы и кинодраматургии, что также является особенностью саратовской программы.

Общий ход реализации программы следующий — в школе набирается группа заинтересованных подростков, несколько занятий проходят по методикам театральной педагогики, на которых подростки в игровой форме и в форме групповой работы знакомятся друг с другом и со строением драматургического произведения. После первого этапа, в котором участвует широкий круг подростков, определяются те, кому интересно будет продолжать работу. Далее в двух группах под руководством двух драматургов идут занятия семинарского типа и индивидуальные консультации над отдельными пьесами. Подростки могут работать над пьесами индивидуально и в малых группах, они будут регулярно получать обратную связь от других участников и драматургов-кураторов проекта. В этот период участники также посещают театр и обсуждают увиденный спектакль. Второй этап заканчивается написанием около 10-15 коротких одноактных пьес, которые затем передаются для дальнейшей работы режиссёрам и артистам. На третьем этапе в Новом драматическом театре «Версия» и Детском театрально-концертном учреждении начинаются репетиции написанных подростками пьес. Режиссёры и артисты театра репетируют в лабораторном формате за короткий срок, для художественного оформления используются материалы, костюмы и реквизит «из подбора». После окончания периода репетиций проходят показы всех написанных и поставленных пьес, на которые приглашаются авторы, их одноклассники и родители, а также представители СМИ и культурной общественности города, театральные критики. Параллельно с репетициями готовится публикация пьес и методических материалов.

Грантодатель

Фонд Президентских грантов

Сумма финансирования

425733

Количество участников

150

Качественные результаты

С января 2018 года саратовские подростки, ученики Лицея № 15 и Лицея № 107 под руководством профессиональных драматургов — артиста Саратовского театра драмы Игоря Игнатова и завлита Саратовского ТЮЗа Анастасии Колесниковой учились писать для театра.

Сначала авторы проекта провели цикл встреч в школах, которые стали приглашением к сотрудничеству, на них дети, интересующиеся театром и литературой, играли в «Суету», представляли себя хрюзликами и пытались устроить импровизированный питчинг голливудских обработок знакомых сказок перед условным «продюсером». В Лицее № 15 большая группа желающих изучать драматургию и писать пьесы собралась уже после первого ознакомительного занятия, в Лицее № 107 было проведено 5 занятий в параллели 8 и 9 классов. Также в школах были сделаны объявления и расклеены афиши-приглашения. Всех, кто загорелся игровыми формами работы и сочинением своих историй и персонажей, пригласили продолжить занятия в «драмкружке».

Итогом трёх месяцев занятий стали написанные детьми самостоятельные небольшие одноактные пьесы. Первоначально на занятия в двух лицеях ходило 23 человека, однако до финала дошли только 8 человек.

Список авторов и пьес, написанных в ходе проекта:

• Олеся Горбатова (15 лет) «История любви»

• Ксения Макаренко (12 лет), Алёна Сафарова (12 лет) «Ким Файзельберг и искушение демона»

• Ульяна Маринская (13 лет) «Весёлый вечерок»

• Диана Мурзыкина (12 лет) «Временной парадокс»

• Лолита Резник (14 лет) «Главная роль»

• Яна Романова (12 лет) «Вероника в стране эльфов»

• Настя Пименова (13 лет) «Не сотвори себе кумира»

За постановку этих пьес взялись два саратовских театра, партнёра Саратовского отделения СТД — Саратовский муниципальный Новый драматический театр «Версия» и Детское театрально-концертное учреждение и их режиссёры Татьяна Чупикова и Алексей Чернышёв. В течение 10 дней 1 по 10 апреля 2018 года в театрах готовили «лабораторные эскизы» по полученным от детей пьесам, так называют в театральном мире спектакли, поставленные за короткий срок, как пробы или заявки на продолжение работы. Помогали в воплощении написанных школьниками текстов на сцене театральный художник Ольга Колесникова и видеохудожник Андрей Лапшин. Перед началом репетиций дети-авторы встретились с режиссёрами и артистами и передали им свои пожелания на счет воплощения текстов на сцене, несколько человек даже предложили эскизы костюмов к своим пьесам.

Показы получившихся в результате лаборатории эскизов прошли 10 апреля 2018 года на площадках двух театров — в 16:00 в четырёх написанных детьми пьесах сыграли артисты Театра «Версия» (пл.им. Орджоникидзе, 1), в 19:00 на сцене Детского театрально-концертного учреждения в здании старого ТЮЗа (ул. Вольская, 83) были представлены ещё три текста в исполнении артистов и занимающихся в студии театра детей. Всего в показах приняло участие 40 актёров, больше половины из них – школьники. Режиссёром лаборатории в театре Версия стала актриса и режиссёр Татьяна Чупикова, в ДТКУ над эскизами работал главный режиссёр театра Алексей Чернышёв.

На эскизы в общей сложности пришли посмотреть больше 350 человек (в ДТКУ накануне 10 апреля прошёл прогон для родственников и друзей артистов). Многие из зрителей – это ровесники авторов пьес, их одноклассники и друзья. Показы лаборатории очень заинтересовали саратовских журналистов, артистов, художников и просто театралов, которые с удовольствием пришли посмотреть и обсудить необычные спектакли. В СМИ вышло более 30 публикаций о проекте, более трети из них – уникальные тексты, обзоры показов лаборатории, помощь в информационном освещении проекта активно оказывало Министерство культуры Саратовской области.

Использованные в ходе проекта методические материалы для проведения занятий с подростками, а также семь пьес, написанных в ходе реализации проекта, были изданы отдельной брошюрой тиражом 450 экземпляров. Отдельную вкладку в книге составили эскизы, которые дети нарисовали к своим пьесам, а также фото-комикс драматурга-педагога проекта Игоря Игнатова. Включение в книгу методических материалов поможет не только иметь под рукой конспекты основных положений драматургии участникам проекта, но и будет способствовать распространению подобных проектов в стране. Брошюры распространяются бесплатно среди участников проекта, школ, педагогов и театральных деятелей.

Для всех участников проекта это был очень глубокий и личный опыт. Драматурги и режиссёры совершенно по-новому взглянули на свою аудиторию, увидели, чем интересуются подростки, как они размышляют, что любят смотреть и слушать. Даже несмотря на то, что не так много детей дошли до финала, обе школы-участницы были вовлечены в водоворот событий, многие ученики были участниками общекультурного первого занятия и после пришли на проект, как зрители, ещё большее количество посмотрели и посмотрят видео спектаклей уже после его окончания - авторы пьес делятся у себя на страницах видео с показов. Для всех это был новый опыт взаимодействия театра и зрителя, которого очень не хватает сегодняшнему театру и образованию - прямой, открытый и прошедший в атмосфере диалога. Методические материалы и пьесы получились большой красивой книгой, которую приятно дарить и интересно читать.

Ссылка на фотографииhttp://std-saratov.ru/laboratory_report/
Ссылка на публикацииhttp://nedorosl.com/tekstyi/obzoryi/kak_myi_delali_class_act_proekt_v_saratove__%C2%ABshkolnaya_drama_novaya_versiya%C2%BB
Подтверждено субъектом РФ
Перспективы тиражирования
Часть Национального проекта Культура
Виды искусствДетское творчество, Литература, Театры
Направления реализацииВыявление и поддержка молодых талантов, Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, Развитие научно-технического и художественного творчества детей и молодежи