База данных лучших практик НКО в культуре

Живое наследие: создание российской карты локальных культурных брендов

ID845
Название

Живое наследие: создание российской карты локальных культурных брендов

НКОНекоммерческое партнерство содействия внедрению инноваций в деятельность муниципальных образований "Центр инноваций муниципальных образований"
Дата начала2018-12-01
Дата окончания2019-11-30
Цель и задачи

Цели

Создание механизма выявления, позиционирования и продвижения уникальных культурных особенностей российских городов, поселков и сел («культурный код места») и формирующих идентичность территории объектов/практик материальной и нематериальной культуры («локальные культурные бренды») с помощью интерактивной карты и краудсорсинговой платформы.

Задачи

Исследование общедоступной информации: сбор, обработка, анализ и экспертная оценка общедоступной информации об имеющихся локальных брендах в каждом регионе.

Организация в регионах проекта системы выявления локальных культурных брендов и интерактивной программы обучения их носителей.

Формирование классификатора и каталога «локальных культурных брендов» (объекты городской среды, известные люди, уникальные товары и услуги, уникальные ремесла и промыслы, гастрономические бренды).

Разработка многофункционального онлайн-ресурса, включающего мультимедийную карту локальных культурных брендов, красочный фото-, видео- и текстовый контент, краудсорсинговую платформу, календарь культурных событий и возможности обсуждения и пополнения карты.

Продвижения интернет-платформы и размещенных на ней локальных культурных брендов через различные каналы коммуникаций - презентации и публикации в СМИ, социальные сети Facebook, ВКонтакте, Instagram, Youtube (создание и продвижение сообществ и youtube-канала проекта) и email-рассылки.

Продвижение локальных брендов на основе подготовки и публикации печатных материалов: каталога локальных культурных брендов (каталога) по карте локальных брендов, буклета, инвест-каталога локальных культурных брендов для привлечения инвесторов.

Проведение социокультурного фестиваля "Живое наследие" с широкой демонстрацией локальных культурных брендов, приглашением СМИ, представителей туристической отрасли и иных потенциальных инвесторов.

Целевая аудитория

Носители культурных практик и ремесел в малых городах и селах России (как практикующие, так и способные стать носителями потенциально)

Посетители культурных объектов и событий (выставок и иных «точек презентации» локальных культурных брендов)

Жители городов, сел и иных исторических мест (проживающее в местах локализации культурных практик)

Потенциальные инвесторы

Краткое описание

Значительную часть культурного наследия России составляют культурные объекты, практики и ремесла, локализованные на местном уровне. Именно они несут «культурный код» территории, «аромат места», в условиях интоксикации от массового потребления - имеют потенциал повышенной привлекательности. Их продвижение замыкается на местном или, максимум, региональном уровне, в то время как современная информационная среда дает возможность глобального продвижения локального колорита и привлечения под это внешних ресурсов. «Бурановские бабушки», коломенская пастила или гастрономический фестиваль в Териберке - яркие тому примеры. К сожалению, в отсутствие доступного и современного интерфейса продвижения локальных брендов такие примеры единичны и скорее случайны. Культурное наследие сохраняется преимущественно за бюджетный счет, причем в виде «музейных экспонатов», в то время как «живая культура», воплощенная в деятельности местных жителей, оказывается неизвестной за пределами населенного пункта/района/региона или утрачивается. Проект призван создать механизм выявления, позиционирования и продвижения уникальных культурных особенностей российских городов, поселков и сел («культурный код места») и формирующих идентичность территории практик материальной и нематериальной культуры («локальные культурные бренды») с помощью интерактивной карты и краудсорсинговой платформы. В ходе реализации проекта будет интегрирована и доведена до широкой аудитории информация об уникальных культурных практиках со всей территории страны, но в 7 регионах с высокой емкостью туристического рынка, плотностью культурного слоя и максимальной поддержкой региональных и местных властей и иных акторов будет проведена интенсивная коммуникация, исследовательская, PR- и информационная работа по выявлению и продвижению локальных брендов. Пройдут интерактивные семинары, общественные дискуссии, проектные сессии в малых городах и исторических поселениях, будет сформирован календарь культурных событий, проведен Российский фестиваль локальных культурных брендов "Живое наследие" и встречи с деловым сообществом потенциальных инвесторов в Москве и регионах. Предполагается, что в каждом регионе будет отобрано и описано не менее 2-3 практик каждой категории, в регионах непосредственной работы – не менее 5-10 практик по категории. Общее количество включенных в карту брендов превысит 700. Проект позволит вернуть к жизни многие локальные события, ремесла и культурные практики через их продвижение и популяризацию, привлечь внебюджетные инвестиции в сохранение и продвижение культурного наследия на местах.

Грантодатель

Фонд Президентских грантов

Сумма финансирования

1010600

Подтверждено субъектом РФ
Перспективы тиражирования
Часть Национального проекта Культура
Виды искусствИсследования, Краеведение
Направления реализацииПатриотическое воспитание, Сохранение исторической памяти, Укрепление российской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации, включая мероприятия, направленные на популяризацию русского языка и литературы, народных художественных промыслов и ремесел